Достижения и победы

.
Сейчас в дошкольном образовании происходят большие изменения. Дошкольное образование – это первый уровень, первая ступень общего образования в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Оно в отличие от общего образования является необязательным, но является ключевым в развитии ребенка. В связи с выходом Федерального государственного образовательного стандарта меняются и требования к дошкольному образованию. Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему, к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования и к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования. Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» (п.1.4). Дошкольный возраст уникален тем, что в этот период закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Ребенок начинает осознавать себя и своё место в этом мире. При этом он должен иметь равные возможности для личностного развития. Для дошкольника очень важно отношение окружающих людей к его достижениям. Необходимо в этот период формировать и поддерживать индивидуальные достижения детей, создавать атмосферу, в которой они могут демонстрировать свои успехи. Для начала обратимся к словарю Ожегова С.И. и рассмотрим понятие «достижение». «Достижение – это положительный результат каких-нибудь усилий, успех» [1, с.171]. Как же выявить положительный результат в дошкольной образовательной организации? Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» достижения «не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей» (ст.11.2) и «освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников» (ст.64). В Федеральном государственном образовательном стандарте оговаривается результаты освоения Программы. Они «представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования» (п.4.1), которые «не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей» (п.4.3). Таким образом, требования Стандарта не предполагают никакой аттестации воспитанников. Но как понять, насколько успешен процесс развития ребенка. В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. «Для решения образовательных задач может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогом в рамках педагогической диагностики (или мониторинга). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач: индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); оптимизации работы с группой детей (п.3.2.3). В дошкольном возрасте ребенок развивается стремительно. Поэтому увидеть «зону ближайшего развития», оценить достижения ребенка и спроектировать индивидуальный маршрут дошкольного развития для каждого ребенка – важная задача педагогической диагностики. Результаты педагогической диагностики используются для выявления сильных сторон ребенка и определят путь его развития. Основным методом педагогической диагностики является наблюдение, которое осуществляется в образовательной деятельности, в режимных моментах, во взаимодействии ребенка со взрослыми и детьми и самостоятельной деятельности. Целью педагогической диагностики становится содержательная характеристика наблюдаемого явления. В свою очередь педагог оценивает не ребенка, а качество и эффективность своей педагогической деятельности, которая направлена на создание условий для индивидуального развития каждого ребенка. Так же важно, чтобы диагностика выявляла динамику развития ребенка, способы и приемы, направленные на создание условий для социальной ситуации развития, соответствующей специфике дошкольного возраста [2]. Социальная ситуация развития – сложившаяся система взаимоотношений ребенка с окружающим социальным миром, представленным, в первую очередь, взрослыми и другими детьми [2]. Социализация предполагает развитие у дошкольника потребность в мотивации достижений. Ребенок испытывает гордость за свои достижения. Но ребенок должен знать, если у него что - то не получается, то возможности его развиваются. Завтра он сделает то, чего не смог сегодня. Наша задача, как педагогов состоит в том, чтобы дать возможность ребенку пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Индивидуальные достижения могут быть кратковременными, частыми и длительными, сиюминутными, устойчивыми, связанные со всей жизнью и деятельностью. Чем реже эти достижения, тем они ценнее. Хвалить и поддерживать ребенка нужно, но если трехлетний малыш еще поверит, что его рисунок «самый-самый…», а поделка – «самая лучшая…», то уже первокласснику уже не скажешь , что его работа «самая красивая..», если занял последнее место в состязании. В результате похвала обесценивается. Ребенка можно и нужно любить, а вот хвалить стоит только за дело. В дошкольном возрасте ребенок очень чувствителен к оценке его деятельности со стороны значимых взрослых (родителей, близких родственников, педагога). Для ребенка важна не только положительное одобрение, такие как «молодец», «умница», но и другие способы оценки его индивидуальных достижений. Способы индивидуальных достижений различны. Для фиксации достижений воспитанников используются такие формы работы, например, оформление альбома «Театральные успехи», где запечатлены рабочие моменты (работа над этюдами, создание атрибутов и декораций, сочинение сказки) и саму театральную постановку. Видео сказки дети могут пересматривать сами, а также дать посмотреть младшим дошкольникам. Проведение различных конкурсов (конкурс чтецов, конкурс рисунков, поделок) на различную тематику, требует от детей хорошей подготовки. А награда за хорошую работу – это грамоты или благодарности, которые вручают при всех. Участие в групповых праздниках, спортивных олимпиадах, выставках развивают не только эмоциональную сферу, но и формируют уверенность в себе и в своих силах, самостоятельность, активность и инициативность. Очень важно, когда ребенок чувствует, что его готовы выслушать, принять таким какой он есть, что он кому-то может помочь. Успешность каждого объединяет коллектив. Важное место занимает участие родителей. Это и выполнение совместных работ, и выступление в рамках «Гость группы». Для этого необходимо устанавливать партнерские отношения с родителями. Выполняя задание с детьми, родители обращают внимание на то, что получается или не получается у ребенка, видят его успехи и предпочтения. Необходимо стимулирование и мотивация - фиксирование участия воспитанников в разных мероприятиях, это наклейки в тетрадях. В конце они подсчитывались и награждались небольшими призами и книгами. Так же достижения фиксируются в портфолио группы. Немного можно рассказать и о портфолио ребенка, которое представляет собой не хаотичный сбор всего, а доказательство того, что достигнуто ребенком, что сделал ребенок и почему это важно, индивидуальный маршрут развития ребенка, то есть это папка-накопитель, в которую целенаправленно собирается информация о ребенке, помещаются различные материалы, свидетельствующие о результатах и достижениях ребенка, которая комплексно отражает его усилия, успехи и достижения в разных сферах развития, «копилка» личных достижений ребенка в разных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни. Портфолио может быть электронным, в бумажном виде и портфолио - раскраска, где ребенок сам заполняет станицы. Портфолио дошкольника должно привлекать ребенка. Было бы отлично, если бы оно предметом личной гордости каждого ребенка. Можно сказать, что портфолио «Книга о самом себе», которая не просто красочная, но и включает в себя информацию о ребенке, всевозможные его достижения ребенка. Все это, напоминает ему, каким он был раньше, помогает наглядно увидеть, насколько он вырос, в чем проявились его способности. Занимаясь в спортивных кружках, музыкальных и танцевальных школах, различных студиях, многие дети достигают значительных успехов. Некоторые сидят дома и занимаются любимым делом. Конечно же, эти виды деятельности не должны оставаться без внимания. Будь это мимолетное хобби или серьезное увлечение ребенка, не столь важно. Главное, чтобы ребенок занимался этим видом деятельности с большим интересом и при этом сознательно стремился достичь определенных результатов. После выпуска ребенка из дошкольной организации портфолио вручается ребенку. Это подарок на долгую память ему и его родителям. Использование данных форм работ способствует развитию у детей положительных волевых качеств, стремлению получать новые знания, формированию адекватной самооценки, позволяет фиксировать успехи детей во времени и в пространстве, осуществлять обратную связь между детским садом и родителями.
.
В настоящее время слово «успех» - одно из наиболее употребляемых в обстоятельствах, когда люди хотят пожелать друг другу что-либо позитивное. Успех-это результат деятельности человека, которая преобразует его самого и окружающую действительность. При этом важно обратить внимание на сущностные характеристики этого понятия. Во-первых, в него включаются только те достижения человека, которые могут быть охарактеризованы как положительный результат его деятельности. Во-вторых, из понятия « успех» исключаются все случаи, связанные с везением, свалившимся на человека без приложения им самим каких-либо усилий. Что значит «успех» для ребенка дошкольного возраста? Применительно к дошкольникам, с социальной, психологической, педагогической точек зрения, успех-это оптимальное соотношение между ожиданиями личности ребенка и людей, входящих в его непосредственное окружение, и результатами его деятельности. Когда ожидания и результаты совпадают или результаты превосходят ожидания, можно говорить об успехе. В дошкольном возрасте ребенок очень чувствителен к оценке его деятельности со стороны значимых взрослых (родителей, воспитателей). На разных этапах психического развития он по-разному реагирует на нее. Выделяют разновидности успеха дошкольника, но все они могут быть сведены к двум видам: Признание конкретного результата ребенка, в т.ч. и в случае преодоления им каких-либо трудностей; Признание личности ребенка в целом. При организации и осуществлении образовательной деятельности педагогу важно помнить, что на основе состояния успешности у дошкольника формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки и самоуважения. Если ситуация успеха становится для ребенка постоянной, может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности. Напротив, эмоциональная неустойчивость, ощущение неуспешности мешают общению ребенка, формированию его взаимодействия в детском сообществе и отношениям со взрослыми, могут провоцировать робость, застенчивость, некоммуникабельность или, наоборот, агрессию, неадекватность реакции. Обоснование ситуации успеха как педагогического средства позволяет максимально развить способности ребенка, его физические и духовные силы. Под успехом понимаются субъективное переживание личностью удовольствия от процесса и результата самостоятельно выполненной работы. Какие условия и приемы помогут создать ситуацию успеха? Формировать успешную личность ребенка нужно начинать с создания поля успеха. А это: Диагностическое исследование сфер жизнедеятельности ребенка; Анализ возможностей; Прогноз на успех и поражение; Проектирование. Выделяя условия для создания ситуации успеха, ученые на первое место ставят создание атмосферы одобрения, радости, которая может быть обеспечена с помощью вербальных и невербальных средств. Предлагаются следующие педагогические приемы, которые целесообразно использовать для создания ситуации успеха: Снятие страха перед деятельностью, которую надо выполнить, - осуществляется с целью преодоления ребенком неуверенности в собственных силах, в положительном конечном результате. Внесение мотива – вместе с целью и описание предполагаемого результата педагог объясняет ребенку, ради чего или кого это делается. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, отношения к разным сторонам действительности. Авансирование успешного результата с помощью фраз. Скрытая инструкция как помощь ребенку. Педагогическое внушение – эмоционально окрашенное влияние воспитателя на сознательную и подсознательную сферу ребенка, результатом чего является появление состояния уверенности, чувство подъема, желание действовать. Оценка полученного благодаря детским усилиям результата, при котором ребенок почувствует радость успеха. Давая возможность переживать ребенку удовольствие от успеха, взрослые тем самым способствуют формированию у него мотивации достижения, в т.ч. достижение успеха. Как обнаружили ученые, она не присуща человеку с рождения, а приобретается в процессе жизни, причем уже с детского возраста становится относительно устойчивой в 5-6 лет. Приобретенная потребность в достижении успеха в последующих периодах жизни почти не меняется. Она оказывает значительное влияние на социальное поведение человека, на его психическое развитие и жизнь в целом. Дети с развитой потребностью достижения успеха чаще имеют нормальную самооценку, нормальный уровень притязаний, показывают низкий уровень тревожности и развиваются более быстро по сравнению с детьми с низкой потребностью достижения успеха. С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной тактики педагога на получение запрограммированных результатов. Создание ситуации успеха каждому ребенку должно рассматриваться как результат спроектированной стратегии, предполагающей: 1) создание комфортных психолого-педагогических условий каждому ребенку, в обязательный перечень которых входят: мотивация благополучия через создание ситуаций успеха в целях самоутверждения ребенка и высвобождения скрытых, потенциальных возможностей; положительная оценка достижений ребенка (не сравнивая его с другими детьми), подкрепляемая публичными поощрениями; недопущение отрицательной оценки интеллектуальной деятельности ребенка, индивидуальное обсуждение неудач и недочетов; уважение к идеям и мыслям ребенка; обеспечение терпеливой поддержки и внимания и т. д.; 2) выработку индивидуальных эталонов или относительных норм, по которым педагог оценивает достижения в интеллектуальном развитии и информирует о них детей; 3) индивидуализацию степени трудности заданий посредством предоставления детям возможности их выбора; 4) включение внутренних активизаторов ребенка; 5) осуществление оценки деятельности с точки зрения внутренних изменчивых фак торов – усилий; 6) обеспечение внешнего подкрепления на основе индивидуальных относительных норм. Такая организация развивающего процесса может оказывать длительное воздействие на развитие мотивов. На базе этого состояния формируются устойчивые чувства удовлетворения, меняется уровень самооценки, самоуважения ребенка, иными словами, активизируется его внутренний потенциал. Педагог должен помнить, что любая интеллектуально-познавательная деятельность детей должна быть связана с получением радости и удовольствия. А поскольку радость – это социальное свойство, ребенок, как правило, несет свою радость другим. Очень важно, чтобы именно его успех или радость были замечены и публично одобрены. Поощрение вселяет уверенность, повышает статус личности, чувство собственного достоинства. Педагогам необходимо помнить, что: успех открытия надо долго и терпеливо готовить, открывая ребенку возможные связи, отношения между тем, что он достиг, и тем, что ему пока достичь не удается; ребенку следует постоянно внушать, что он может достичь недоступного, что в нем хватит сил, желания и ума; ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан прежде всего самому себе. Нами была предпринята попытка создания дневника успеха группы. Этот опыт мы начали с детьми старшего дошкольного возраста, поскольку считаем, что в среднем возрасте не является возможным его использование в том виде, в каком его создали мы вместе с родителями. Мы постарались задействовать все режимные моменты, все сферы жизни ребенка в ДОУ, обозначив разными цветами фишки для дневника. Вы можете по – своему его оформить, выделив свои критерии. Какие рекомендации хочется дать педагогам? Работу нужно проводить каждый день обязательно! Следить за тем, чтобы каждый ребенок поставил все фишки. В конце каждой недели, в пятницу мы проводили предварительный анализ достижений вместе с детьми, или, правильнее сказать, дети сами его проводили, что способствовало усилению желания исправить что – либо на следующей неделе или стремлению сделать что- то еще лучше! Теперь о результатах. О них стоит говорить исходя из целей создания ситуации успеха или создания дневника успеха группы. Если мы говорим, что на основе состояния успешности у дошкольника формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки и самоуважения, что такие дети чаще имеют нормальную самооценку, нормальный уровень притязаний, показывают низкий уровень тревожности и развиваются более быстро по сравнению с детьми с низкой потребностью достижения успеха. Это ли не результат! Мы все это увидели на практике, сами убедились в эффективности создания этого воздействия.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie